ОСАГО стало не по карману автовладельцам
Почти 2,5 млн автомобилистов решили отказаться от страховки или выбрали поддельные полисы ОСАГО

За первые три квартала 2015 г. количество проданных полисов ОСАГО по сравнению с тем же периодом 2014 г. сократилось на 8%, или на 2,48 млн договоров, следует из статистики Российского союза автостраховщиков (РСА). Именно столько автомобилистов отказались от обязательного автострахования, считают эксперты.

Тенденцию обеспечивают два фактора: снижение числа проданных автомобилей и рост числа фальшивых полисов, уверен президент РСА Игорь Юргенс. По данным РСА, в России продается 42 млн полисов ОСАГО в год и около 1 млн – поддельные.

Снижение количества договоров вызвано в первую очередь сокращением автопарка и отказом клиентов от продления договоров ОСАГО, говорит представитель Центробанка: это может объясняться как отказом от вождения автомобиля, в том числе второго автомобиля в семье, так и использованием поддельных полисов ОСАГО. Кроме того, по мнению представителя ЦБ, нельзя исключать, что в целях экономии люди прекращают пользоваться автомобилем в ежедневном режиме, особенно в осенне-зимний период, и предпочитают покупать так называемый сезонный полис.

Сильнее всего – почти на 830 000 договоров – продажи за девять месяцев сократились у лидера рынка ОСАГО, «Росгосстраха», на него приходится почти 40% продаж.
«Росгосстрах» отражает рыночную тенденцию проникновения ОСАГО, считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров: почти 2,5 млн человек просто не стали страховаться, потому что выросли тарифы и упали доходы, сокращение продаж автомобилей не имеет к этому никакого отношения. В числе отказавшихся от ОСАГО много закрывшихся юридических лиц: их машины простаивают, ожидая продажи, полагает он.

В сентябре продажи автомобилей сократились на 28,6%, но автопарк не уменьшился, поддерживает Макарова исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: «По итогам первого полугодия, несмотря на программу утилизации и выбытие автомобилей, автопарк вырос на 1%, по итогам девяти месяцев рост составил чуть более процента». По итогам 2015 г. он ожидает роста автопарка легковых автомобилей примерно на 2%. Парк грузовых автомобилей также не сократился, указывает Удалов, люди просто пытаются сэкономить на ОСАГО.

Реальные доходы россиян, по данным Росстата, за девять месяцев упали на 3,3%, а средняя зарплата – на 9,0% до 29 300 руб. А тарифы на ОСАГО, 15 лет остававшиеся неизменными, за последний год повышались дважды. Последний раз тарифы выросли в апреле – и сразу на 60%. Помимо роста тарифов, ЦБ скорректировал территориальные коэффициенты, и в некоторых регионах (Камчатский край, Республики Адыгея, Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Мурманская, Амурская, Воронежская, Ульяновская, Курганская и Челябинская области) ОСАГО стало дороже, чем в Москве. В Москве годовой полис ОСАГО водителю со стажем более трех лет для автомобиля мощностью 101–120 л. с. старше двух лет (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora или Granta) в среднем обходится в 9000 руб.

«Мы видим падение продаж ОСАГО в регионах, в некоторых из них люди в принципе отказываются от использования личного транспорта из-за дороговизны его содержания», – говорит гендиректор «Зетта страхования» Игорь Фатьянов.

В «РЕСО-гарантии» (второе место по продаже ОСАГО. – «Ведомости») договоров по сравнению с тремя кварталами прошлого года стало больше на 2,8% – за счет продаж в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах – падение на 7,3%, подтверждает тенденцию заместитель гендиректора компании Игорь Иванов.
Также выросла доля договоров с небольшим периодом использования автомобиля (квартал, полгода), замечает он: люди пытаются рассрочить платеж, снизить нагрузку на семейный бюджет, а потом, как правило, доплачивают до годового полиса.

Некоторые граждане также пытаются отсрочить покупку закончившегося полиса – до зарплаты, до более удобного случая, подхватывает гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров: они рискуют получить штраф, но не имеют возможности прямо сейчас купить полис.

Чем выше стоимость полиса ОСАГО, тем выгоднее незаконная деятельность по его подделке и сбыту, продолжает Маркаров: за девять месяцев «Росгосстрах» направил 65 заявлений в правоохранительные органы по фактам реализации поддельных полисов, по результатам рассмотрения которых полиция возбудила 22 уголовных дела и привлекла к ответственности по обвинению в совершении мошенничества 11 человек.

Юргенс сообщил, что РСА уже достиг договоренности с ГИБДД о пилотном проекте – с помощью той же камеры автоматической фиксации, которая следит за нарушениями правил дорожного движения, будет проверяться и наличие полиса ОСАГО.

Покупая подделку, автомобилисты сами себя наказывают, предупреждает Юргенс: они остаются без покрытия финансовых потерь при ДТП, рискуют получить штраф за отсутствие полиса от ГИБДД (800 руб. – «Ведомости») и потерять свою страховую историю, потому что отсутствие полиса обнуляет накопленные скидки за безаварийную езду.

В «РЕСО-гарантии» (второе место по продаже ОСАГО. – «Ведомости») договоров по сравнению с тремя кварталами прошлого года стало больше на 2,8% – за счет продаж в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах – падение на 7,3%, подтверждает тенденцию заместитель гендиректора компании Игорь Иванов.
Также выросла доля договоров с небольшим периодом использования автомобиля (квартал, полгода), замечает он: люди пытаются рассрочить платеж, снизить нагрузку на семейный бюджет, а потом, как правило, доплачивают до годового полиса.

Некоторые граждане также пытаются отсрочить покупку закончившегося полиса – до зарплаты, до более удобного случая, подхватывает гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров: они рискуют получить штраф, но не имеют возможности прямо сейчас купить полис.

Чем выше стоимость полиса ОСАГО, тем выгоднее незаконная деятельность по его подделке и сбыту, продолжает Маркаров: за девять месяцев «Росгосстрах» направил 65 заявлений в правоохранительные органы по фактам реализации поддельных полисов, по результатам рассмотрения которых полиция возбудила 22 уголовных дела и привлекла к ответственности по обвинению в совершении мошенничества 11 человек.

Юргенс сообщил, что РСА уже достиг договоренности с ГИБДД о пилотном проекте – с помощью той же камеры автоматической фиксации, которая следит за нарушениями правил дорожного движения, будет проверяться и наличие полиса ОСАГО.

Покупая подделку, автомобилисты сами себя наказывают, предупреждает Юргенс: они остаются без покрытия финансовых потерь при ДТП, рискуют получить штраф за отсутствие полиса от ГИБДД (800 руб. – «Ведомости») и потерять свою страховую историю, потому что отсутствие полиса обнуляет накопленные скидки за безаварийную езду.