Лишний защитник
Создание института уполномоченного по правам пациентов окажется слишком затратным для госбюджета

Пациенты не могут самостоятельно защитить свои интересы, в судебных вопросах им нужна помощь омбудсмена.

Министерство здравоохранения не поддержало идею Лиги защитников пациентов о создании должности уполномоченного по правам пациентов. По мнению Минздрава, обязанности, которые хотят возложить на нового омбудсмена, уже распределены между разными ведомствами, а создание нового аппарата потребует значительных бюджетных вложений.

«Сегодня правительство и Минздрав делают недостаточно для защиты прав пациентов. Это доказывает рост числа судебных исков к медучреждениям», – говорит член правления Лиги защитников пациентов Алексей Старченко.

По его словам, судебные споры в сфере медицины очень сложные, и непрофильные государственные уполномоченные не всегда могут в них разобраться.

«Медицинские организации ничего никому не возмещают без суда. Сейчас права пациента может защищать адвокат, которому придётся заплатить, или страховая компания. А мы предлагаем ещё один вариант – государственного представителя», – пояснил Алексей Старченко.

В Центре медицинского права считают, что, несмотря на затраты, инициативу стоит поддержать.

«Интересы пациентов приоритетнее, – считает руководитель Московского филиала центра Андрей Карпенко. – Медпомощь смещается в частный сектор, где больным нередко навязывают услуги». По его словам, в случае с бесплатной медицинской помощью пациента защищает страховая компания, которая обязана по первой же жалобе проверить все назначения и провести экспертизу качества. В частном секторе человек беззащитен.

«Почему мы создали омбудсмена по правам предпринимателей, а по правам пациентов не хотим? Ведь предпринимателей гораздо меньше в нашей стране, чем пациентов. И детей меньше. Но уполномоченный по правам детей у нас есть. Это просто нелогично», – добавил Алексей Старченко.