МЭР предлагает обязательное страхование ответственности при эксплуатации ж/д вагонов
Минэкономразвития, глава которого Алексей Улюкаев в июле указывал на недопустимость расширения сферы обязательного страхования в РФ, поддерживает идею о разработке специального закона об обязательном страховании ответственности при изготовлении, ремонте и эксплуатации подвижного состава, следует из письма замминистра МЭР Евгения Елина в правительство РФ.

«Считаем целесообразным разработку федерального закона, который обеспечит закрепление обязательного страхования гражданской ответственности заводов-изготовителей подвижного состава и вагонных ремонтных компаний при изготовлении и ремонте подвижного состава, а также гражданской ответственности владельцев подвижного состава при эксплуатации подвижного состава за причинение вреда третьим лицам», - говорится в документе, который имеется в распоряжении агентства «Прайм».

В ответ на это письмо вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэкономразвития совместно с рядом ведомств, РЖД, Объединением вагоностроителей и Советом участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава подготовить и внести в правительство РФ проект соответствующего нормативного акта.

АРГУМЕНТЫ МЭР

Тема страхования прорабатывалась МЭР совместно с Минфином, Минпромторгом, ОАО «РЖД» и Советом участников операторов железнодорожного транспорта в рамках реализации плана мероприятий, направленных на повышение безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

МЭР констатирует, что сейчас страхование ответственности заводов-изготовителей, ремонтных организаций и владельцев вагонов может осуществляться в добровольной форме на основании правил страхования ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, рынок страхования в сфере железнодорожных перевозок в настоящее время представлен ограниченным количеством страховых компаний, услуги которых остаются невостребованными большинством участников рынка из-за отсутствия прозрачной нормативной базы.

В качестве недостатков существующей системы добровольного страхования МЭР называет отсутствие единых правил страхования и расчета сумм страховых выплат, единого перечня документов, необходимых для возмещения ущерба.

Сегодня наибольшее распространение получила практика урегулирования ответственности между участниками перевозочного процесса в рамках заключаемых договоров на приобретение, изготовление и ремонт подвижного состава. Однако, учитывая значительный ущерб при возникновении транспортных происшествий на железнодорожном транспорте, величина необходимых компенсаций за причиненный вред не сопоставима с финансовыми возможностями отдельных собственников подвижного состава, компаний-производителей ж/д техники и вагоноремонтных предприятий.

МЭР в связи с этим предлагает разработать отдельный закон, который должен будет определить объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы и минимальные размеры страховых сумм, а также регламентировать порядок отбора страховщиков для работы в этой сфере.

МИНФИН ПРОТИВ

В письме также отражена позиция Минфина, который не поддерживает эту идею. Министерство отмечает, что введение новых видов страхования в обязательной форме допустимо только при условии невозможности обеспечения защиты интересов юридических и физических лиц иными способами и методами.

По мнению Минфина, ответственность за возмещение вреда может быть урегулирована в рамках договоров на покупку, изготовление и ремонт ж/д техники, а также добровольного страхования.

Минпромторг, поддерживая идею обязательного страхования, считает, что в эту сферу также должны быть привлечены грузоотправители.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ СТРАХОВЩИКА

Представитель одной из крупнейших страховых компаний сообщил агентства «Прайм», что тема предлагаемого Минэкономразвития обязательного страхования пока не обсуждалась со страховым сообществом.

«Убытки, связанные с инцидентами на железной дороге из-за схода вагонов, причинением вреда железнодорожному полотну, другим вагонам, грузам, действительно значительные, и сейчас практически не компенсируются. Тем не менее, целесообразность введения обязательного страхования вызывает сомнения. Наиболее оптимальным вариантом является вмененное страхование, когда наличие страховки является допуском для организаций к возможности эксплуатировать вагоны», - сказал эксперт.

Требует проработки и вопрос страхования ответственности заводов-изготовителей. По его словам, значительное количество эксплуатируемых в России вагонов производится за рубежом, в частности, на Украине. «Количество инцидентов с украинскими вагонами не идет ни в какое сравнение с российскими. При этом заставить страховать ответственность зарубежных производителей невозможно», - констатировал собеседник агентства.