Автоматизированная информационная система ОСАГО может подрасти до бюро страховых историй
Банк России и представители страхового сообщества в преддверии парламентских слушаний по ОСАГО не только сверили свои позиции по основным проблемным вопросам, но и обсудили идею о создании бюро страховых историй по аналогии с бюро кредитных историй на банковском рынке. ЦБ уверен в необходимости такого института, ряд страховщиков в этом усомнились, а Российский союз автостраховщиков (РСА) готов взять на себя нелегкую ношу создания бюро, если ему поручат.

Правительственный законопроект, направленный на упрощение процедуры выплат по ОСАГО и увеличивающий лимиты выплат, был принят Госдумой в первом чтении в апреле текущего года. Документ содержит значительное число новаций, и эксперты сразу прочили ему нелегкую судьбу в Госдуме. В итоге депутаты решили 22 октября провести парламентские слушания и только после этого начать подготовку законопроекта ко второму чтению.

В четверг экспертный совет по страхованию в Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) помимо традиционных тем модернизации ОСАГО - введения системы упрощенного оформления ДТП, досудебного урегулирования споров в ОСАГО и необходимости передачи функций по разработке методики оценки ущерба РСА - также рассмотрел и вопрос создания бюро страховых историй, следует из сообщения ЦБ.

МНЕНИЯ СТОРОН

«Действительно, этот вопрос обсуждался. Речь идет о создании базы ОСАГО и каско, которая позволила бы выявлять как «неправильных» водителей, так и страховщиков», - пояснил агентству «Прайм» президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

В свою очередь президент РСА Павел Бунин отметил, что в январе 2013 года в РСА введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система АИС ОСАГО, которая успешно работает. По его словам, если страховое сообщество сочтет целесообразным создание бюро страховых историй на базе АИС ОСАГО, РСА готов взять на себя функции по разработке новой системы.

«В принципе, идея здравая, и мы к этому придем, но вопрос, в какие сроки и какова будет выгода? Конечно тем компаниям, которые работают преимущественно через посредников, невыгодна такая база, потому что клиент станет общим. С другой стороны, это повысить уровень конкуренции, что благоприятно скажется на тарифе», - сказал агентству «Прайм» один из участников экспертного совета на условиях анонимности.

По словам другого участника обсуждения, основная дискуссия развернулась вокруг того, зачем нужна такая база при условии низкого проникновения каско. ЦБ аргументировал это тем, что в банковской системе бюро кредитных историй есть - соответственно, аналогичный институт должен работать и на страховом рынке, отметил собеседник агентства.

КАК МОГЛА БЫ РАБОТАТЬ БАЗА

Тема создания единой базы страховых историй водителей не нова. В частности, она исследовалась ВСС в рамках подготовки стратегии развития страхового рынка до 2020 года. В итоговом документе ВСС, правда, содержатся только декларативные нормы о возможности рассмотрения вопроса создания базы, доступной всем страховщикам.

По словам одного из страховщиков, с учетом того, что по ОСАГО застраховано 98% всех водителей, базу страховых историй по каско логично делать на базе АИС ОСАГО, в которой каждому водителю уже присвоен соответствующий класс бонус-малус (КБМ) в зависимости от его аварийности. АИС ОСАГО могла бы быть дополнена страховыми случаями из каско - например, противоправными действиями третьих лиц и др.

База должна быть построена таким образом, чтобы все компании видели не персональные данные клиентов, а его КБМ и могли бы на этом основании устанавливать свои цены. В Японии, например, в базе есть только номер водительских прав и КБМ: нет ни имени, ни фамилии, невозможна утечка персональных данных, говорит эксперт.

Вместе с тем, признает он, в текущих условиях, когда Верховный суд в своем пленуме обязал страховщиков выплачивать по каско страховое возмещение, даже если за рулем автомобиля находился водитель, не вписанный в полис, целесообразность создания базы по каско неоднозначна.

ЕВРОПРОТОКОЛ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОСАГО

В последней версии поправок Минфин предлагал расширить безлимитный европротокол (получение выплаты по ОСАГО без справки из ГИБДД – ред.) на крупнейшие города.

На заседании экспертного совета Банк России занял в этом вопросе позицию страховщиков, которые ранее высказывались, что на первом этапе целесообразно отработать новую систему в четырех крупнейших регионах: Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «ЦБ считает, что пилот должен проводиться в четырех городах», - подтвердил Юргенс.

Относительно введения электронных полисов ОСАГО мнения регулятора и страховщиков разошлись. «Банк России выступает за электронные полисы ОСАГО, считая, что это может сократить издержки страховщиков и, следовательно, не так сильно придется поднимать тарифы на ОСАГО. Регулятор полагает, что электронные полисы в ОСАГО можно ввести уже с 2015 года», - сообщил один из участников совета.

При этом, по его словам, пока непонятно, как сотрудники ГИБДД смогут проверять электронные полисы.

Другой собеседник отметил, что вопрос – вводить электронные полисы в ОСАГО или нет – фактически не стоял. ЦБ однозначно сказал, что такие полисы на рынке будут, и попросил страховщиков подходить к этому конструктивно и обозначить, что нужно сделать, какие законы поменять, чтобы данная система заработала.

На прошлой неделе Комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил к первому чтению правительственный законопроект об электронных страховых полисов, который не предусматривает возможность продажи ОСАГО через интернет.