Без ГАИ быстрее
Спутник упростит оформление дорожных аварий
Российский союз автостраховщиков начал отбор операторов спутниковых мониторинговых систем, которые могут быть использованы при упрощенном оформлении ДТП по процедуре Европротокола.

В РСА рассчитывают уже к 15 декабря выбрать подходящие компании. Напомним, Европротокол - это возможность оформить мелкую аварию без вызова ГИБДД. Сейчас эта услуга обременена массой ограничений. Без Госавтоинспекции можно оформить аварию, если в ней участвовали только две машины, при этом не пострадали люди. Оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, и они согласны в обстоятельствах аварии. Заметьте, не в том, кто виноват, а в том, как все произошло.

Все заинтересованы в том, чтобы такая система оформления аварий развивалась, ведь без долгого ожидания ГАИ водители смогут быстро сами оформить бумаги и освободить дорогу. Значит, и пробок будет меньше.

Однако пока повышенным спросом упрощенное оформление аварии не пользуется. Проблем тут много. Во-первых, просто не привычно и страшно. Вдруг что-то не так заполнишь, и денег не видать.

Во-вторых, вдруг страховщик по какой-либо причине откажется платить, а никакого официального документа, кроме извещения о ДТП, на руках нет? А количество отказов в выплате по Европротоколу довольно большое. Да и сумма не велика. Вдруг не хватит на ремонт?

Сейчас сумма выплат по Европротоколу не может превышать 25 тысяч рублей. В поправках в закон об ОСАГО, которые на следующей неделе будут обсуждать на парламентских слушаниях в Госдуме, предлагается увеличить эту сумму до 50 тысяч рублей. А для четырех регионов - Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области - Европротокол предложено расширить до максимальных выплат по ОСАГО. Если проект будет принят, то выплаты «по железу» поднимутся до 400 тысяч рублей. А значит, страховщикам по Европротоколу придется расплачиваться в этих четырех регионах именно в пределах этой суммы.

Но четыре региона рассматривались только в первом чтении. Ко второму чтению подготовлено еще огромное количество поправок. В частности, некоторые депутаты предлагают еще больше расширить Европротокол с минимальными выплатами и распространить его на все города с населением более миллиона человек.
Понятно, что страховщики опасаются мошенничества при оказании таких услуг. Ведь необходимо установить, было ли ДТП. Что на самом деле пострадало в результате аварии? Действительно ли авария произошла именно в Московской области, а не в Рязанской или Тверской?

Поэтому страховые компании подготовили себе подстилку. Законопроект предусматривает, что при оформлении Европротокола у обоих участников ДТП автомобили должны быть оборудованы средствами фото- и видеофиксации, чтобы страховщики могли увидеть обстоятельства происшествия. А также спутниковыми системами, чтобы страховщики были уверены в том, что авария произошла именно в зоне действия максимальных выплат.

В преддверии вступления в силу поправок РСА заблаговременно проводит отбор мониторинговых систем, подходящих под требования законодательства.

- На сегодняшний день только 8 процентов водителей используют возможность оформления ДТП по упрощенной схеме - это очень невысокий показатель, - говорит президент РСА Павел Бунин. - Подобная ситуация объясняется в том числе и тем, что водители часто не уверены, что смогут верно зафиксировать все обстоятельства аварии и получить страховую выплату. Применение навигационного оборудования позволит достоверно фиксировать и реконструировать обстоятельства ДТП и будет способствовать увеличению интенсивности использования процедуры Европротокола.

По его словам, в конечном счете популяризация Европротокола позволит сократить количество пробок на дорогах. А применение навигационного оборудования многократно сократит риск мошенничества со стороны недобросовестных участников движения, - подчеркнул Бунин.

Информация, получаемая с навигационного оборудования, позволяет определить не только точное место, дату и время дорожно-транспортного происшествия, но и скорость, направление движения и силу удара, а также получить историю движения транспортного средства перед ДТП.

В том числе телематическое оборудование позволяет зафиксировать резкие разгоны, торможения и траекторию передвижения транспортных средств. РСА разработал систему требований к полноте и качеству подобных данных. Те организации, которые будут соответствовать требованиям союза, войдут в список победителей отбора.
Для оценки соответствия требованиям будут проводиться технические испытания мониторинговых систем. Количество участников отбора не ограничено, но каждый из них сможет подать только одну заявку, в ней может быть представлено несколько вариантов предложений по достижению целей отбора. Итоговый список победителей также не ограничен по числу участников, туда войдут все системы, прошедшие испытание и соответствующие установленным требованиям.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в некоторых компаниях, причастных к телематическому рынку, необязательно автомобиль должен быть оборудован охранным спутниковым комплексом.

Есть системы, позволяющие мониторить движение автомобиля, есть навигационное оборудование с такими возможностями. Причем стоит это оборудование, в отличие от охранных систем, недорого: около 6 - 8 тысяч рублей.

И пусть оно не защитит автомобиль от воров, зато позволит его отыскать после угона.